Электронная коммерция. Работает ли теория ограничений в интернете?


Теория ограничений была разработана в 80-х годах 20 века и пользуется популярностью по сегодняшний день. Автор теории, Элиях Голдратт, доказал, что эффективным способом увеличения продуктивности является устранение узких горлышек в производственном процессе. Данная методология активно применялась на фабриках, но насколько она эффективна, когда в игру вступает электронная коммерция? Работает ли теория ограничений в интернете?

Дэвид Сассон, владелец магазина репродукций OverstockArt прочел про теорию и попробовал получить ответ на вышеназванный вопрос, применив методологию в своем проекте.  Стоит отметить, что теория предполагает улучшение только наиболее критичных бизнес-процессов. Если Вы пытались улучшить все процессы одновременно – то наверняка сталкивались с ситуацией, когда после огромных затрат времени, человеческих и финансовых ресурсов, бизнес начал работать продуктивнее, но общие показатели роста не оправдали надежд. Элияху Голдратт вывел следующее правило – поскольку система состоит из разных компонент, общая эффективность системы увеличится ровно на столько, на сколько увеличится эффективность самого слабого процесса. Данный подход позволяет получить максимальный пророст производительности при минимальных затратах. Иногда, изменение эффективности слабого процесса влечет за собой изменение в связанных с ним процессами.

Теория ограничений подразумевает оценку эффективности бизнеса по трем следующим метрикам:

1)    Инвестиции: все финансы, вложенные системой в материал для дальнейшей обработки/доработки/переработки и продажи

2)   Производительность: скорость, с которой система генерирует прибыль путем продажи услуги или продукции

3)   Операционные расходы: сумма, необходимая для преобразования закупленного материала в конечный продукт.

Управленцы должны ориентироваться на эти метрики, а принятые решения по оптимизации одного из трех направлений не должны оказывать негативный эффект на оставшуюся пару метрик. Например, при оптимизации операционных расходов, многие идут путем сокращения штата, что сразу же негативно скажется на производительности.

Алгоритм работы теории ограничений предусматривает 5 следующих шагов:

1)    Определить ограничение

2)   Разработка решения, которое оптимизирует узкое горлышко

3)   Оптимизация и изменение связанных с ограничением процессов

4)   Устранение ограничения

5)   Возврат к пункту №1 и оценка эффективности проделанных действий

Перейдем от теории к практике и посмотрим результат применения теории в действующем проекте Overstockart. Данный проект относится к категории «электронная коммерция» и занимается продажей репродукций картин. Данный магазин имеет две особенности: флюктуацию количества продаж и необходимость предварительной подготовки товара к отправке. Заказ должен быть обработан в течении 24-48 часов, в то же время, количество ежедневных заказов значительно отличалось, что сказывалось на простое или перегруженности отдела обработки заказов. Владелец ресурса решил оптимизировать штат сотрудников, отвечающих за обработку заказов, что позволило сэкономить средства и не выбиваться из графика доставки заказов. Ранее, вопросы фулфилмента решались путем надбавок за сверхурочные и наймом дополнительных сотрудников на период праздников. Пришло время, когда владелец магазина решил набрать штат постоянных и квалифицированных сотрудников, которые смогли бы работать полный рабочий день. Товар интернет магазина хранился на складе в разобранном виде, а узким горлышком в системе доставки являлся отдел упаковки.

Владелец ресурса прибег к следующим мерам:

1)    Создание резерва перед участком упаковки. Т.е. комплектующие, для сбора картин были в избытке и отдел упаковки не простаивал

2)   Сотрудникам была донесена информация о проблемном участке, что позволило максимально вовлечь персонал в решение проблемы

3)   Для минимизации ограничения владелец ресурса решил использовать новые виды упаковочных материалов, которые позволили обеспечить целостность и сохранность товара во время доставки и увеличить скорость работы сотрудников отдела упаковки

4)   Благодаря новым упаковочным материалам и организации беспрерывной работы отдела, производительность участка увеличилась на 50%. При этом, не было оказано негативное влияние на операционные расходы и инвестиции

Как показала практика – электронная коммерция великолепно подходит для применения теории ограничений. Находите узкие горлышка в своих бизнес-процессах и устраняйте их с минимальными затратами.

Желаем Вам хороших продаж!

Андрей Титовец

Специалист по комплексному продвижению at Маркетинговое агентство E-art
Работаю в сфере интернет-маркетинга уже более шести лет.

Опубликовано в:
О авторе

Андрей Титовец

Работаю в сфере интернет-маркетинга уже более шести лет.